Блог

Быть лидером или казаться им

«Лидер есть в каждом из нас; он может дать о себе знать в бизнесе, в политике, в общественной деятельности. Главное — хорошо разбираться в себе, понимать, где лучше всего применить свой талант». Энн Фьюдж, глава рекламного агентства Young & Rubicam

Нельзя оставаться самим собой, подражая другому. Можно учиться на чужом опыте, но, надев чужую маску, вы отрезаете себе путь к успеху.

За последние годы доверие к руководителям резко упало. С каждым днем становится все более очевидно, что двадцать первому столетию нужен иной тип управленца, совмещающего в себе и опытного менеджера, и подлинного лидера. Чтобы понять, как становятся аутентичными лидерами Билл Джордж, Питер Симс, Эндрю Маклин и Диана Мейер[1] провели масштабное исследование.

Параметры исследования:

  • интервью со 125 талантливыми руководителями (отобраны по рекомендациям);
  • возраст респондентов от 23 до 93 лет;
  • респонденты нескольких национальностей, разного социального происхождения и религиозной принадлежности;
  • 50% респондентов – генеральные директора, остальные – ключевые руководители;
  • 3000 страниц записей бесед.

Главный вывод – никто из опрошенных лидеров не объяснял свой успех какими-то чертами характера, способностями, навыками или стилем управления. В чем же тогда причины успеха?

  • Уроки жизни. Все респонденты говорили о том, что на руководящие посты их привела сама жизнь. Путь к подлинному лидерству начинается с осмысления своей жизни. При этом важны не столько факты биографии, сколько наша интерпретация их.
  • Познание себя. Осознанно или нет, все опрошенные лидеры брались за разные дела, чтобы испытать свои силы, набраться опыта и познать себя. Они на деле постигали науку лидерства и приходили к выводу, что успех им вернее всего обеспечивает именно собственная неповторимость, непохожесть на других.
  • Верность своим принципам и ценностям. Пока все хорошо, провозглашать принципы и следовать им нетрудно. Когда же наш успех, карьера, а то и жизнь висят на волоске, мы начинаем понимать, что для нас важнее всего и чем мы готовы пожертвовать. Принципы руководства — это ценности, преобразованные в поступки.  
  • Мотивация внешняя и внутренняя. Подлинным лидерам необходимо ощущение внутренней гармонии, а значит, им нужно понимать, что ими движет. Многие руководители оценивают свой успех внешними проявлениями. Напротив, источник внутренней мотивации — в ощущении осмысленности своей жизни. Внутренние стимулы тесно связаны с прошлым человека, тем, как он понимает его. Самое главное — найти золотую середину, уравновесить желание утвердиться во внешнем мире и внутреннюю гордость от проделанной работы.
  • Создание группы поддержки. Лидеру не добиться успеха в одиночку. Если не обсуждать направление движения с теми, кому доверяешь, легко сбиться с пути. Настоящие руководители сплачивают вокруг себя единомышленников и, опираясь на них, уверенно следуют своим курсом. Иногда у лидеров есть наставник, которому они многим обязаны. Наставничество — двусторонний процесс, он предполагает взаимное обучение, обретение общих ценностей и общих радостей. Если человека не интересует, как живет его наставник, если его заботит лишь то, чем наставник может быть ему полезен, такие отношения долго не продлятся.
  • Целостность жизни. Чтобы жизнь обрела гармонию, человеку нужно уравновесить работу, личную жизнь, общественную деятельность. Представьте себе, что ваша жизнь — это дом; в нем есть спальня — она предназначена для ваших личных дел; есть кабинет — для профессиональных занятий; есть общая комната для семейных сборов и гостиная, где вы принимаете друзей. Можете ли вы, сломав перегородки между комнатами, быть одним и тем же человеком в разных частях своего дома?
  • Развитие лидерского начала в других. Добиться личного успеха или окружить себя единомышленниками — еще не значит руководить. Организация будет работать как хорошо отлаженный механизм, если лидеры (даже те, у которых нет подчиненных) работают на всех ее уровнях. Они не только вдохновляют других, но и дают им возможность в полной мере проявить свои дарования.

[1] По материалам статьи в HBR Билла Джорджа, Питера Симса, Эндрю Маклина, Дианы Мейер «Лидер не по шаблону».

 



[1] Билл Джордж — бывший генеральный директор Medtronic, преподает практику менеджмен­та в Гарвардской школе бизнеса (Бостон). Питер Симс — автор спецкурса по развитию лидерства Leadership Perspectives в Стэнфордской школе бизнеса (Калифорния). Эндрю Маклин — научный сотрудник Гарвардской школы бизнеса. Диана Мейер — бывший руководитель Нью-Йоркского офиса Citigroup.

Популярные статьи